История Киевского ипподрома на Печерске

Построенный в стиле барокко полукруглый портал с обильной лепкой и строгими колоннами – идеальный вариант для центрального входа в любой классический дворец. Проемы полукруглых окон занимают сандрики, оформленные картушами со сквозными овалами, которые поддерживают юные купидоны. На боковых фронтонах — изображения взлетающих орлов. Две восьмигранные башни со шпилями, удивительная скульптурная группа: юноши в форме римских легионеров, приложившие к губам фанфары, и девушки, которые держат в руках лавровые венки, чтобы вручить их победителям….

Сообщает сайт КИЇВСЬКЕ ЖИТТЯ со ссылкой на Клуб Коренного Киевлянина.

Печерск – один из самых пестрых районов Киева: здесь и дворцы, и крепость, и древние церкви, и современные высотки. Среди этого всего – здание старого ипподрома, практически возле нынешней районной администрации. Хотя оно и было достроено в угоду чиновникам, но все же сохранился его роскошный фасад, достойный дворцов. Когда-то здесь была эспланада старой Печерской крепости, а сто лет назад – ипподром, превратившийся затем в летное поле, где проходили первые авиашоу. Теперь тут “кабминовские” дома и водохранилище времен “холодной войны”.

Долгое время улица Суворова была застроена лишь с одной стороны, четной. А с нечетной располагался только Печерский ипподром да здание автодорожного института на площади Славы. Причина этому – эспланада цитадели Печерской крепости, граница которой проходила как раз по улице Суворова. Да и сама улица раньше называлась Эспланадной.

Большая открытая площадка эспланады находилась недалеко от престижных Липок, и со временем ее приспособили под ипподром: популярность конного спорта в 19 веке не обошла стороной и Киев. Да и стоявшие рядом жандармские полки использовали эспланаду. Конные общества в Киеве возникали несколько раз, но быстро распадались.

Печерский ипподром в начале прошлого века можно было назвать главным шоу-парком города. Здесь было суждено возникнуть даже летному полю. Только в 1903 году братья Райт подняли в небо первый в мире самолет, а уже в 1910 году авиамания достигла и Киева. Одним из первых пилотов в Российской империи стал Сергей Уточкин. Гонщик, боксер, фехтовальщик, пловец, в 1910–1911 годах Уточкин совершает в различных городах публичные полеты, собиравшие сотни тысяч зрителей. С его выступлений началось приобщение к авиации Сергея Королева, Павла Сухого, Сергея Ильюшина, Николая Поликарпова. Мода на авиацию проникла и в армию: вскоре возле арсенала наладили сборку военных самолетов из поставлявшихся из Франции деталей. Так ипподром стал служить еще и заводским аэродромом.

В 1915–1916 годах архитектором Валерианом Рыковым и скульптором Федором Балавенским было построено новое здание ипподрома, взамен деревянного. Похожее на дворец сооружение с крытыми трибунами, рестораном, залами закрепило за Печерским ипподромом славу одного из лучших мест развлечений в Киеве.

Прервала его работу гражданская война, однако уже в начале 1920-х, в годы НЭПа, ипподром вновь ожил. Пустующие до этого помещения арендовали вчерашние борцы с белогвардейцами Врангеля в Крыму – Владимир Ольдерогге и Иван Паука. Тогдашний командующий киевским военным округом Михаил Фрунзе дал полную свободу действий недавним соратникам, которые вскоре стали одними из крупнейших киевских нэпманов. Размах приемов у тогдашних большевистских лидеров сравнивался по пышности с губернаторскими приемами царских времен.

Лучшая резвость на Киевском ипподроме в этот период была показана в 1914 году одним из класснейших жеребцов того времени Чебуреком (Чародей — Буря) под управлением наездника И. Хмелевского 2.15,5 на 1600 м и 4.46,4 на 3200 м.
Кирпичная трибуна Киевского ипподрома была построена в 1915 году. До этого времени ипподром располагал небольшой деревянной трибуной. В 1939 году трибуна вновь была восстановлена и сохранилась до 1958 г.

После перерыва в военное время, в 1945 году Киевский ипподром возобновил производственную деятельность. Испытания проводились с 9 сентября по 8 ноября.

В 1946 году, благодаря проведенным работам по восстановлению трибуны ипподрома, ремонту каменной стандартной конюшни и переоборудованию ее на 56 стойловых и 15 денниковых коне-мест, а также укомплектованию тренотделений квалифицированными рабочими кадрами, сезон испытаний начался 26 мая, и до конца года было проведено 30 беговых дней.

В 1947 году ипподром вступил в круглогодичный сезон испытаний. В этом сезоне было установлено 9 рекордов ипподрома, несмотря на то, что молодняк рождения 1944 и 1945 годов поступил недоразвитым, недостаточно подготовленным, неудовлетворительной упитанности, что сказалось на длительности его подготовки к выступлениям.
На протяжении всей своей деятельности Киевский ипподром уделяет много внимания воспитанию лошадей племенных ферм колхозов и совхозов, что играет большую роль в улучшении массового коневодства.

Современный Киевский ипподром был построен в 1962-69 годах. Территория старого была застроена, но сама здание сохранилось до нашего времени.

Воспоминания киевлянина Леонида Васильева

Случайно наткнулся на статью про старый ипподром и вспомнил период своей далекой молодости. Почти “юрский” по отдалености от нынешних времен. И было это в первой половине 50-х,в бытность мою студентом КАДИ.И подром,мы студенты, посещали довольно часто. Не для участия в скачках или тотализаторе. Просто зимой, когда был он занесен снегом и не одна порядочная лошадь не рисковала бегать по его обледенелой местами поверхности без риска сломать ноги, нас, студентов выгоняли на спортзанятия и зачеты по лыжной физподготовке. Естественно лыжи были инвентарные с кафедры физподготовки, дубовы, с разболтанными ременными креплениями. Обуты мы были кто во что гораз и количеств нецензурных выражений во время наших “гонок” было не менее тех,что летели с трибун, когда подводили любимые лошадки.
Но были у нас и весьма приятные моменты, когда мы уже не по принуждению, а по собственному желанию посещали ипподром. Опять же не на скачки, а токмо для культурного времяпрепровождения в тамошнем ресторане. Не часто,но бывало. Тем более, что цены тогда в ресторанах вообще не кусались, в дни отсутствия скачек были вполне сопоставимы с ценами в столовых. Последнее посещение запомнилось особо.
Летом 1955 года завалились мы туда большой компанией, по поводу окончания института. Пировали,веселились, а получили счет и обалдели. Оказалось,что именно в эти последние дни было принято постановление о введении высокой ресторанной наценки на спиртное. Раньше спиртное в кабаках шло по магазинной цене,или почти такой же. А тут последовал взлет цены и мы оказались банкротами. Пришлось оставить часть компании в заложниках, отдать с этой же целью официантам часы, (у кого они были) которые тогда были по относительной стоимости подороже нынешних мобильников, и бежать в институт за поддержкой. Благо был он тут же рядом.З анимали у всех и даже у преподов и вот так закончили праздник.
Вот такие воспоминания…